Общая информация о фильме.
Год выхода: 2004
Страна: США, Австралия
Жанр: триллер, ужасы
Режиссёр: Джеймс Ван
Сценарист: Ли Уоннелл
Краткий синопсис: Двое незнакомцев, фотограф Адам и онколог доктор Лоренс Гордон, приходят в сознание прикованными цепями в грязном заброшенном туалете. Между ними лежит окровавленный труп с револьвером в руке. У каждого из пленников находится кассета с записью. Включив их, Адам узнаёт, что должен любой ценой выжить, а Гордон слышит приказ убить Адама до определённого времени, иначе погибнут его жена и дочь. Постепенно они понимают, что стали участниками смертельной «игры» серийного убийцы по прозвищу Конструктор (Jigsaw), заставляющего своих жертв проходить через изощрённые испытания ради спасения собственной жизни.Фильм балансирует между событиями в запертой комнате и флешбеками, раскрывающими предыдущие ловушки Конструктора и попытки полиции поймать маньяка.
Бюджет и сборы: Картина была снята при скромном бюджете около $1,2 млн и изначально планировалась к выпуску сразу на видео. Однако после удачного показа на фестивале «Сандэнс» права на прокат купила компания Lionsgate, решившая выпустить фильм в кинотеатрах. В прокате «Пила» стала хитом, собрав около $104 млн в мире – невероятный результат для низкобюджетного хоррора. Фильм дебютировал на празднике Хэллоуин 2004 года и мгновенно окупился, став одним из самых прибыльных ужастиков со времён «Крика» (1996).
Влияние и франшиза: Успех «Пилы» положил начало обширной медиа-франшизе. Уже через год вышел сиквел «Пила II», за которым последовала целая серия продолжений (ежегодно до 2010 года), а также видеоигры, комиксы и даже аттракционы по мотивам фильма. Франшиза в совокупности заработала свыше $1 млрд и стала культовой в жанре ужаса. Многие критики отметили, что «Пила» популяризовала направление жестоких хорроров середины 2000-х, названное позже «porno torture» или «пытко-порно», сфокусированное на сценах насилия. Однако создатели фильма подчёркивали, что в оригинальной первой части упор делался скорее на детективную интригу, а не на пытки: в сценарии «Пилы» изначально была лишь одна по-настоящему кровавая сцена, а увлечение графической жестокостью проявилось уже в последующих сиквелах.
Интересные факты о фильме.
Название придумано случайно.
Режиссёр Джеймс Ван и сценарист Ли Уоннелл долго не могли подобрать название для своего будущего фильма ужасов. Идея сюжета – двое людей, прикованных в одной комнате, и шокирующий финальный твист с «трупом», оказывающимся живым – возникла у них ещё на ранней стадии работы над сценарием. Однако подходящего названия не было, пока однажды Уоннелл не записал слово «Saw» (англ. «пила») кроваво-красными буквами в своём дневнике. По словам Уоннелла, это прозвище пришло в голову спонтанно, но идеально подошло истории. Так проект и получил своё лаконичное и зловещее имя.
Прообраз Конструктора родился в больнице.
Фигура загадочного убийцы по прозвищу Конструктор (Jigsaw) была придумана Уоннеллом под впечатлением от личного опыта. В 2003 году, страдая от сильных мигреней и опасаясь серьёзной болезни, Ли Уоннелл прошёл обследование в неврологической клинике. Томительные часы в больничных коридорах и мысль о возможном смертельном диагнозе натолкнули его на вопрос: «Что если человеку сообщат, что жить осталось совсем недолго? Как он распорядится отпущенным временем?». Эти размышления легли в основу мотивации Джона Крамера (настоящего имени Конструктора) – смертельно больного маньяка, ценящего жизнь и испытывающего чужую волю к выживанию. Так у убийцы в маске появилась правдоподобная и мрачная предыстория, выделившая его среди прочих злодеев жанра.
Короткометражка на $5000 проложила путь.
Будучи начинающими кинематографистами из Австралии, Ван и Уоннелл столкнулись с трудностями в поиске финансирования. Чтобы заинтересовать студии в Голливуде, они пошли на хитрость: сняли за $5 000 короткометражный фильм по одной из самых шокирующих сцен сценария. Эпизод с так называемой обратной медвежьей ловушкой на голове жертвы (позже вошедший в фильм как испытание Аманды) был выбран не случайно – он vividly демонстрировал атмосферу и стиль будущего фильма. Ли Уоннелл сам сыграл главную роль в короткометражке, надев на голову зловещую механическую маску-разломщик. Этот пятиминутный ролик под названием «Saw» они разослали вместе со сценарием многим продюсерам. Ход сработал: впечатляющая короткометражка сразу привлекла внимание – уже в 2003 году продюсер Gregg Hoffman показал её своим партнёрам, после чего началась работа над полнометражным фильмом.
Борьба за творческий контроль.
Впечатлённые короткометражкой продюсеры компания Evolution Entertainment (будущая Twisted Pictures) согласились взять проект под своё крыло на условиях, беспрецедентных для новичков. Джеймс Ван настоял, что именно он должен стать режиссёром, а Ли Уоннелл – исполнить одну из главных ролей, иначе сделка не состоится. Студия пошла навстречу: дебютантам предоставили полный творческий контроль и 25% прибыли от проката фильма. Более того, ради финансирования продюсеры заложили имущество своей компании, собрав около $1 млн бюджета. Интересно, что другие крупные студии (например, DreamWorks) тоже делали предложения по «Пиле», но не были готовы доверить постановку малоизвестному режиссёру. Ван и Уоннелл сознательно отвергли «золотые горы» Голливуда ради возможности самостоятельно снять свой фильм мечты – и в итоге не прогадали.
Съёмки за 18 дней без репетиций.
Производственный график «Пилы» оказался настолько сжатым, что актёрам фактически не дали времени на репетиции. На подготовку ушло меньше недели, а сами съёмки уложились всего в 18 дней – экстремально короткий срок по меркам кинопроизводства. Режиссёру приходилось снимать сцены с первого-второго дубля «с листа», порой используя в монтаже даже пробные прогоны. Чтобы помочь исполнителям главных ролей прочувствовать состояние своих героев, все эпизоды в ванной комнате снимали строго в хронологическом порядке развития сюжета. Благодаря этому актёры переживали события истории последовательно и правдоподобно – от растерянности в начале к отчаянию и шоку в финале. Интересно, что операторское решение тоже подчёркивало разный эмоциональный фон персонажей: сцены доктора Гордона снимались плавно, на устойчивой камере, тогда как для героя Адама оператор держал камеру в руках, добиваясь дрожащего, нервного изображения. Этот контраст отражал хладнокровие одного и панику другого прямо в визуальном стиле фильма.
Одна декорация и погоня в гараже.
Ограниченный бюджет требовал максимальной экономии. В итоге почти весь фильм снят в интерьерах, а единственной полностью построенной с нуля декорацией стала та самая ванная комната, где заперты главные герои. Другие локации искали и использовали «как есть»: например, сцену в полицейском участке отсняли в здании, где декорации участка уже оставались после съёмок другого проекта. Ещё более изобретательно команда вышла из положения, когда по сюжету потребовалась динамичная автомобильная погоня. Денег на съёмку полноцінной сцены преследования не было, поэтому создатели сделали трюк: разместили машины в тёмном гараже, окутали всё густым дымом и вручную раскачивали автомобили перед камерой, имитируя езду. В результате краткий эпизод погони попал в фильм, хотя ни одного метра дороги на экране зритель так и не увидел. Такие находчивые решения помогли уложиться в смету и парадоксально придали фильму особый стиль – камерный и мрачный.
Монтаж спасает недостающие сцены.
Жёсткие сроки съёмок привели к тому, что в монтажной версии «Пилы» не хватало некоторых переходных кадров и сцен. Джеймсу Вану с монтажёром пришлось проявить творческую смекалку уже на этапе пост-продакшна. Чтобы заполнить пробелы в повествовании, они вставляли в фильм нестандартные фрагменты: имитировали изображения с камер наблюдения, показывали газетные вырезки, а в некоторых местах даже использовали монтаж из фотоснимков (stop-motion). Стремительный нарезка кадров, резкие вспышки и всплески фотографий создали рваный, нервный ритм повествования. Интересно, что изначально такой приём был вынужденной мерой, но впоследствии именно он стал фирменной эстетикой «Пилы», за которую многие хвалили уникальный стиль фильма. Как признавался позже Ван, «многие говорят: “вау, какой смелый экспериментальный стиль”, но на самом деле мы так сделали от безысходности» – тем не менее этот рискованный ход только повысил напряжение и неожиданность картины.
Кукла Билли создана вручную.
Жуткая кукла на велосипеде, объявляющая приговор жертвам Конструктора, стала одним из самых узнаваемых символов серии «Пила». Примечательно, что Билли (так прозвали куклу на съёмках) был изготовлен собственными руками режиссёра. Джеймс Ван не стал покупать готовую игрушку и переделывать её – он с нуля сконструировал куклу-марионетку вместе с командой реквизиторов. Голова Билли была слеплена из глины и папье-маше, глаза сделаны из раскрашенных шариков для настольного тенниса, а внутри тело набито рулонами бумаги. Для сцен в первом фильме куклу приводили в движение по-старинке: её катили на мини-велосипеде, потягивая за почти незаметную леску. Такой «ручной» подход оправдал себя – злобно улыбающаяся кукла с пронзительным взглядом получилась настолько пугающей, что стала «лицом» всей франшизы. Интересно, что образ Билли родился из детских кошмаров самих создателей: Ван и Уоннелл признались, что в детстве их мучили похожие ночные страхи, которые они воплотили через эту куклу-маньяка.
Шони Смит: роль за один день и с температурой.
Актриса Шони Смит исполнила в фильме запоминающуюся роль Аманды – девушки, сумевшей выжить в испытании Конструктора с обратной медвежьей ловушкой. Для Смит, не являющейся поклонницей фильмов ужасов, сценарий сначала показался чрезмерно жёстким, и она отклонила предложение сыграть в «Пиле». Переломил ситуацию тот самый пробный короткометражный фильм: посмотрев его, актриса согласилась на роль, даже не подозревая, какое испытание ждёт её саму на съёмочной площадке. Джеймс Ван был несказанно рад – он втайне мечтал поработать с Шони, так как был её давним поклонником (ещё подростком Ван был увлечён её игрой в фильмах 1980-х). График съёмок для Смит оказался экстремальным: все сцены с её участием (в том числе сложнейший эпизод с железной маской-ловушкой на челюстях) были отсняты за один день. К несчастью, именно в тот день у актрисы поднялась высокая температура – около 40 °C, из-за гриппа. Несмотря на жар и плохое самочувствие, Шони Смит отработала сцену до конца. Режиссёр признавался, что эта сцена далась актрисе тяжело физически, но в кадре её страдания выглядели более чем достоверно. В итоге образ Аманды получился настолько ярким, что героиня вернулась в последующих частях серии, а сама Смит навсегда вписала своё имя в историю хорроров столь самоотверженной игрой.
«Труп» на полу был живым человеком.
В развязке фильма зрителей ошеломил поворот: мёртвое тело, весь фильм пролежавшее на полу комнаты, оказалось самим Конструктором, который всё время был среди своих жертв. Не менее удивителен и факт со съёмочной площадки: роль неподвижного «трупа» исполнил актёр Тобин Белл лично. Создатели предлагали использовать манекен или дублёра, но Тобин отказался – все сцены, где в кадре лежит окровавленный труп Джона Крамера, снимались с участием Белла. Актёру приходилось часами неподвижно лежать на холодном полу, покрытым гримом и липкой бутафорской кровью. Его самоотверженность окупилась сторицей: мало кто из зрителей тогда смог догадаться, что лежащий в кадре человек на самом деле дышит. Интересно, что во время съёмок грим Белла был настолько жутким, что в перерывах коллеги сторонились обедающего «трупа». Сам актёр позже с улыбкой вспоминал: «Никто не хотел обедать рядом со мной – я был слишком уродливый, измазанный кровью – и поэтому ел в одиночестве». Беллу, пришлось неподвижно лежать на полу в течение шести дней.

Первоначально пленники сидели в лифте.
Авторы фильма изначально рассматривали совсем другую локацию для основного действия. По изначальной задумке Вана и Уоннелла двое героев должны были оказаться заперты в тесном лифте, снабжённом камерами наблюдения. Такой выбор диктовался желанием уложиться в минимальный бюджет – лифт представлялся самой дешёвой и компактной декорацией. Однако в процессе разработки сюжета сценаристы решили, что заброшенная санитарная комната будет атмосфернее. Так заблокированный лифт трансформировался в зловещий грязный туалет, ставший одним из самых культовых мест действия в жанре ужасов. К слову, та первоначальная концепция с лифтом не пропала даром – элемент видеонаблюдения перекочевал в фильм и сыграл свою роль в повествовании, когда герои обнаружили скрытую камеру.
Дополнительные интересные факты кратко.
Ещё несколько интересных фактов:
- Костюмы из секонд-хенда. Одежду для персонажей покупали в благотворительных магазинах, а грим делали с помощью дешевых материалов. Например, «труп» в центре комнаты — это актер, который лежал неподвижно 16 часов в день, а его тело покрывали воском и краской из хозяйственного магазина.
- Велосипедное вдохновение. Кукла на трицикле, ставшая лицом франшизы, появилась случайно. Джеймс Ван вспоминал, что идея пришла ему в голову во время поездки на велосипеде: «Я подумал, что кукла, движущаяся механически, будет пугать больше, чем живой актер».
- Голос Джона Крамера. Изначально кукла не должна была говорить. Но на студии потребовали, чтобы «у фильма был запоминающийся голос». Тогда Тобин Белл, игравший Джона Крамера, записал реплики Билли на диктофон, а звукорежиссеры замедлили запись и добавили эхо.
- Падение куклы. В первых сценах кукла едет на велосипеде сама — это сделали с помощью скрытой лески. Но в одном из дублей леска порвалась, и Билли упал. Этот кадр оставили в финальной версии, чтобы подчеркнуть «механическую» природу куклы.
- «Пила» не должен был выжить. В первоначальном сценарии Джон Крамер умирал от рака в первых же минутах фильма. Но после успеха «Пилы» создатели решили «воскресить» его во второй части, сделав главным антагонистом.
- Кастинг за 10 минут. Тобину Беллу было 62 года, когда он пришел на пробы. Режиссеры сразу вручили ему текст финального монолога и попросили прочитать его «с холодной яростью философа». Белл справился за один дубль.
- Метод перевоплощения. Чтобы войти в роль, Тобин Белл неделями изучал философию стоиков и книги о смерти. Он даже написал предсмертное письмо от имени Крамера, которое позже использовали в сиквелах.
Мифы о фильме.
“Пила” – это только бессмысленное мясо и пытки, без сюжета.
Правда: Первый фильм «Пила» задуман скорее как психологический триллер с детективной загадкой, а не как фильм ужасов ради шок-эффекта. Он отличается запутанным, но продуманным сюжетом, и графическое насилие в нём показано менее откровенно, чем многие предполагают. Термин «пытко-порно» закрепился за серией лишь со временем – сами создатели не стремились превратить первый фильм в аттракцион жестокости. В оригинальной «Пиле» сцен настоящих пыток минимум (большинство ужаса скорее внушается ситуацией и напряжением), а самые кровавые эпизоды появились уже в сиквелах.
В сценах в ванной комнате вместо актёра использовался манекен.
Правда: На самом деле ни в одной сцене “Пилы” не было искусственного манекена в роли трупа – всё время на полу лежал живой актёр. Тобин Белл, исполняющий роль Конструктора, лично присутствовал в кадре во всех эпизодах, притворяясь мёртвым. Создатели предлагали ему облегчить задачу с помощью бутафорского тела, но актёр отказался. Его неподвижность и реалистичный грим полностью убедили и коллег на съёмках, и зрителей в зале.
Концовка фильма специально оставлена открытой для продолжения, создатели с самого начала планировали франшизу.
Правда: Никакого плана на сиквел во время работы над первой “Пилой” не существовало – фильм задумывался как самостоятельный проект с шокирующей развязкой. По словам актрисы Шони Смит, финал сценария дорабатывался прямо в ходе съёмок, и никто из команды не знал, будет ли продолжение. Студия решила запустить сиквел «Пилы» только после неожиданных кассовых успехов первого фильма. Таким образом, открытый финал истории – заслуга вдохновения авторов, а не расчётливый клиффхэнгер с прицелом на будущие части.