Пассионарии: люди, которые меняют историю и могут изменить Россию

Пассионарий Общество

Термин «пассионарность» всё чаще всплывает в разговорах о судьбе наций, исторических переломах и поиске смысла развития. Он будоражит умы, вызывает споры и порой используется настолько широко и произвольно, что теряет свою глубину. Между тем, в своей сути пассионарность — не просто громкое слово, а фундаментальное понятие, объясняющее, почему одни общества поднимаются, расширяются и создают новое, а другие увядают, теряя силу и волю к движению.

Пассионарность — это не агрессия и не буйный темперамент. Это внутренняя энергия человека, стремление изменить мир, выйти за пределы личного, совершать поступки, которые имеют значение для целого этноса, нации, цивилизации. Люди с этой энергией — пассионарии — становятся создателями, героями, мыслителями, иногда — разрушителями старого ради рождения нового. История творится не массами, а единицами, и эти единицы чаще всего — пассионарии.

Понятие было введено Львом Николаевичем Гумилёвым в рамках его теории этногенеза. С тех пор оно развивалось и переосмыслялось. Современные интерпретации делают акцент на системности, управлении пассионарностью, возможности её воспитания и вовлечения в стратегические процессы. Это особенно важно для стран, находящихся на цивилизационном переломе, таких как Россия.

Сегодня, когда мир снова входит в эпоху турбулентности, пассионарность становится не просто интересной темой — она превращается в вопрос выживания. Кто эти люди, которые могут повести за собой? Можно ли их вырастить, поддержать, не сломать? Какова их роль в этнических и государственных системах? На эти вопросы мы и попытаемся ответить.

Глава 1. Природа пассионарности.

Пассионарность — это глубинная характеристика человека и этноса, которая определяет их стремление к выходу за рамки обыденного, к свершениям, созиданию, а порой и разрушению ради рождения нового. Это не черта характера, не воспитанный навык и не мимолётное настроение. Это устойчивая внутренняя энергия, направленная на преобразование окружающего мира. И именно благодаря пассионариям совершаются прорывы — в истории, культуре, науке, технологии, государственном строительстве.

Лев Гумилёв, автор концепции пассионарности, рассматривал её как результат редкой, рецессивной мутации, дающей человеку избыток энергии — физической, интеллектуальной, эмоциональной — которую он не может использовать только на себя. Эта энергия требует выхода и трансформации: в идею, в борьбу, в творчество, в служение. Так возникают пассионарии — двигатели этногенеза и истории.

Определение в контексте этнической системы.

Пассионарность проявляется не изолированно. Она существует и раскрывается внутри этнической системы — сложной социально-культурной структуры, объединённой языком, историей, традициями и коллективной идентичностью. В рамках этой системы пассионарии становятся либо её преобразователями и лидерами, либо — если система глуха к ним — маргиналами, изгоями, а иногда и разрушителями.

Этническая система, по современной модели, состоит из трёх ключевых компонент:

  • материя — ресурсы, территории, физические объекты, экономика;
  • энергия — психоисторические смыслы, идеалы, воля к существованию;
  • информация — знания, технологии, культурные и научные достижения.

Пассионарии влияют на все три компонента, но каждый из них делает это по-своему: кто-то — через создание новых смыслов, кто-то — через завоевания и организацию, кто-то — через научные и технические прорывы.

Роль пассионарности в этнической системе
Роль пассионарности в этнической системе.

Движущая сила развития.

Основная функция пассионария — развитие системы. Он не только потребляет ресурсы, как большинство, а преобразует их, открывает новые горизонты, генерирует идеи, вдохновляет других. Без него этническая система застывает, превращается в замкнутую, самоподдерживающуюся структуру, ориентированную только на сохранение, но не на рост.

Пассионарий — это всегда вызов. Он неудобен, он требует изменений, он стремится к большему. Именно поэтому пассионарии вызывают в обществе смешанные чувства: восхищение и страх, благодарность и раздражение. Они — как дрожжи в тесте, они поднимают массу, но могут вызвать и брожение, и бурю.

Созидание или разрушение?

Пассионарность не бывает однозначно «хорошей» или «плохой». Она может быть направлена как на созидание, так и на разрушение. Всё зависит от контекста, целей и системы ценностей. Один пассионарий создает государство, другой — рушит империю. Один изобретает лекарство, другой — идеологию, ведущую к войне.

Важно понимать: пассионарий не обязательно нравственный человек, но он всегда — активный и влиятельный. Его действия масштабны, а последствия — долгоиграющие. Поэтому ключевая задача общества — не подавлять пассионарность, а научиться направлять её в созидательное русло.

Пассионарии и субпассионарии: две противоположности.

Если пассионарий — это источник энергии и роста, то его антипод — субпассионарий. Это человек, который потребляет больше, чем производит. Он ориентирован исключительно на личную выгоду, комфортабельность, стабильность. Субпассионарий не несёт разрушения активно, но пассивно способствует упрощению, деградации, торможению процессов развития.

Когда в этнической системе преобладают пассионарии — она растёт и усложняется. Когда большинство — субпассионарии — она упрощается, сжимается, теряет потенциал. Именно поэтому концентрация пассионариев в обществе является определяющим фактором его исторической судьбы.

Понимание природы пассионарности — первый шаг к осознанной работе с ней: в образовании, в политике, в управлении, в культуре. Если знать, как она устроена — можно научиться её распознавать, поддерживать и, главное, не бояться.

Говоря простыми словами, пассионарность — это внутренняя энергия человека, которая толкает его менять мир вокруг себя, действовать ради большой цели и брать на себя ответственность, даже когда это трудно, опасно или неудобно.

Говоря простыми словами, пассионарий — это человек, который не может жить «просто так» — он стремится создать, победить, построить, вдохновить, оставить след. У него есть идея, воля и сила идти вперёд, когда другие останавливаются.

Глава 2. Энергия, идущая изнутри: что делает человека пассионарием.

Пассионарность — это прежде всего внутренняя энергия. Это не врождённый талант в привычном понимании, не интеллект, не физическая сила и даже не харизма. Это то, что идёт из глубины личности и требует реализации во внешнем мире. Человек с пассионарностью не может жить «просто так» — он или меняет реальность вокруг себя, или начинает разрушаться изнутри.

Нередко пассионарность воспринимают как синоним агрессивного, яркого поведения. В политике, СМИ, культуре можно услышать о «пассионарной молодёжи», о «вспышках пассионарности» в обществе, но в большинстве случаев это поверхностная трактовка. Реальная пассионарность — это не буря эмоций, а устойчивое внутреннее напряжение, направленное на достижение большего, чем сиюминутный успех или личное благополучие.

Сверхсмысл как источник действия.

В центре личности пассионария всегда находится нечто большее, чем он сам. Это может быть идея, цель, миссия, вера, идеал — но обязательно что-то, что выходит за рамки личного. Это сверхсмысл, ради которого пассионарий способен жертвовать комфортом, безопасностью, положением и даже жизнью. Именно это качество отличает его от карьериста, фанатика или просто активного человека.

Сверхсмысл — это не лозунг, не политическая программа и не религиозная доктрина. Это внутренне принятая и глубоко прочувствованная причина действовать. Пассионарий может менять свои взгляды, инструменты, пути, но не теряет основной направленности — стремления творить, влиять, преодолевать.

Инстинкт преобразования.

Обычный человек стремится приспособиться к миру. Пассионарий — изменить его. Он воспринимает несовершенство не как данность, а как вызов. Это не обязательно выражается в революционности или радикализме. Некоторые пассионарии создают школы, строят города, пишут книги, проводят реформы. Но во всех случаях их объединяет потребность преобразовывать, выходить за рамки, искать новое, даже если за это придётся заплатить цену.

Психологи назвали бы это «доминантой активности». Биологи — сверхактивацией нейрофизиологических процессов. А философы — внутренним огнём. Название не так важно. Суть в том, что человек с этой внутренней установкой не может спокойно смотреть, как всё идёт своим чередом. Он вмешивается, действует, рискует. Не потому что так надо, а потому что иначе не может.

Не гений, но творец.

Важно различать пассионарность и гениальность. Гений может быть пассивным, замкнутым, равнодушным к окружающему миру. Пассионарий — не всегда гений. Но он всегда творец. Его энергия находит выражение в действии: он строит, организует, воюет, проповедует, создаёт, ведёт за собой. Даже если его уровень интеллекта не превышает средний, его мотивация и решимость могут быть столь велики, что он изменит ход истории.

История знает множество примеров: полководцы без образования, политические вожди из низших слоёв, проповедники, не умевшие читать, но вдохновлявшие массы. Пассионарность компенсирует многое — она ведёт, когда другие останавливаются, поднимает, когда остальные сдаются.

Черты личности, поддерживающие пассионарность.

Чтобы пассионарность не разрушала самого человека и действительно проявлялась как сила, необходим определённый психологический фундамент. По наблюдениям исследователей, у таких людей чаще всего выражены следующие черты:

  • Внутренняя свобода — способность мыслить самостоятельно, не поддаваться давлению среды, действовать по совести, а не по ожиданиям.
  • Развитая рефлексия — понимание своих мотиваций, способность к самоанализу и личностному росту.
  • Воля — умение продолжать начатое, преодолевать трудности, держать цель в поле зрения несмотря ни на что.
  • Любопытство и интерес к миру — стремление исследовать, понимать, постигать новое.
  • Готовность к самопожертвованию — не как поза, а как органичная часть мировоззрения.
  • Ответственность за последствия — осознание того, что каждое действие влияет на других и мир в целом.

Наличие этих черт не гарантирует пассионарность, но без них она либо не проявляется, либо выгорает, сталкиваясь с первыми трудностями. Поэтому воспитание пассионария — это не только работа с мотивацией, но и формирование устойчивой, зрелой личности.

Личностные черты и качества пассионариев.
Личностные черты и качества пассионариев.

Пассионарий и страх: ключевой барьер.

Одним из главных препятствий для проявления пассионарности является страх — особенно страх смерти, утраты, одиночества, непонимания. Пассионарий преодолевает этот страх не потому, что бесстрашен, а потому, что его внутренняя цель сильнее. Он готов идти на риск, если от этого зависит нечто большее, чем он сам. Эта способность — центральная грань его сущности. Без преодоления страха невозможно ни самопожертвование, ни настоящая инициатива, ни подлинное лидерство.

В эпохи испытаний — войны, кризисы, катастрофы — пассионарии вспыхивают особенно ярко. Время будто вырывает их из массы, делая их действия значимыми. Но пассионарий возможен и в мирное время — в научной лаборатории, в мастерской, в больнице, в школе. Вопрос лишь в одном: достаточно ли у него энергии, чтобы идти против течения?

Глава 3. Система рангов: классификация пассионариев.

Пассионарность — величина неравномерная. Как в физике различают силу тока, температуру, давление, так и в социальной системе одни люди несут больше преобразующей энергии, чем другие. Эта разница не случайна и поддаётся описанию. Одним из наиболее системных подходов к оценке уровня пассионарности стала ранговая классификация — шкала, по которой можно судить о масштабах влияния пассионария на этническую систему, общество и цивилизацию в целом.

Понимание пассионарных рангов позволяет отделить поверхностную активность от реального преобразующего действия. Это также даёт возможность взглянуть на историю не как череду случайных героев, а как на результат движения людей, обладающих разным уровнем внутренней энергии и способностью трансформировать окружающий мир.

Три сферы пассионарности: материя, энергия, информация.

Любая этническая система, в которой проявляются пассионарии, функционирует одновременно в трёх плоскостях:

  • Материя — физическая реальность, ресурсы, территории, объекты;
  • Энергия — смыслы, идеологии, мотивационные конструкции, религии;
  • Информация — наука, технологии, культура, знания и их передача.

Пассионарий может проявить себя в любой из этих областей. Герой, завоёвывающий города, философ, создающий новую систему взглядов, или учёный, открывающий фундаментальные законы — все они представители разных направлений одной и той же силы. При этом сфера действия влияет не на силу пассионария, а на форму его реализации.

Ранговая шкала: от «титанов» до «паразитов».

В предложенной модели пассионарии распределены по шкале рангов — от +8 до –3. Эта шкала описывает не просто вклад, а масштаб преобразований, которые человек способен реализовать. В верхней части — гении, пророки, основатели цивилизаций. Ниже — герои, мыслители, новаторы. В центре — активные и одарённые люди. В нижней — обыватели, мещане и, наконец, разрушительные субпассионарии, живущие за счёт общества.

Классификация пассионариев:

Классификация пассионариев
Классификация пассионариев

Чем выше ранг, тем больший вклад человек способен внести в развитие своей этнической системы. Однако высокий ранг не гарантирует влияние — система должна либо дать пассионарию шанс реализоваться, либо он сам должен прорваться вопреки.

Примеры исторических фигур и их ранги.

Оценка ранга — всегда сложная задача. Но если ориентироваться на эффект, произведённый на этническую систему и человечество в целом, можно привести условную атрибуцию:

  • Иисус Христос, Мухаммед, Аристотель — +8;
  • Чингисхан, Сталин, Платон, Маркс — +7;
  • Суворов, Ленин, Эйнштейн, Ницше — +6;
  • Вернадский, Тесла, Фрейд, Путин — +5;

Важно понимать, что ранг не является отражением моральной оценки. Он фиксирует силу воздействия, а не его этическое содержание. Пассионарий может быть как героем, так и разрушителем. Главное — его энергия и масштаб влияния.

Один сильный — больше, чем миллион обывателей.

Один человек с пассионарностью ранга +7 или +8 может изменить ход всей истории. Миллионы «нулевых» — не способны ни на сопротивление, ни на созидание. Поэтому при стратегическом планировании, управлении государством и разработке политик, необходимо учитывать качество, а не только количество человеческого ресурса.

Расчёт пассионарности общества — задача сложная, но подход к ней возможен. Именно поэтому важно не просто ждать появления «героев», но создавать условия для их выявления и роста.

Проявленность как необходимое условие.

Наличие таланта и энергии — лишь потенциал. Настоящим пассионарий становится только тогда, когда он реализует себя в этнической системе. Это означает, что общество должно либо распознать его и поддержать, либо, увы, лишиться его усилий — или даже сделать из него маргинала, оппозиционера, эмигранта.

Масса талантливых людей не становятся пассионариями не потому, что не могут, а потому что им некуда применить свои силы. Без социальной среды, без «лифтов», без поддержки, они остаются гениями в тени, а этническая система теряет двигатель, который мог бы вывести её на новый уровень.

Вот почему ключевым вопросом в рамках стратегии развития является не только поиск пассионариев, но и создание механизма их раскрытия. В противном случае система гасит собственную энергию и обречена на стагнацию.

Глава 4. Как рождаются и умирают пассионарии?

Пассионарии не появляются из воздуха, но и не могут быть полностью сконструированы. Их рождение — результат сложного взаимодействия трёх факторов: врождённой предрасположенности, условий формирования личности и социального контекста. Это не просто «одарённые дети» или «воспитанные герои» — это уникальные индивиды, сочетающие в себе энергию, волю, цель и готовность к действию.

В то же время история знает тысячи примеров, когда пассионарий так и не стал собой — не раскрылся, не нашёл места, не был услышан. Он может «умереть» как пассионарий ещё при жизни — сломленный, забытый, вытесненный. И потому ключевой вопрос заключается не только в том, почему и как рождаются пассионарии, но и почему они исчезают, не проявившись.

Генетика и врождённые особенности.

Согласно гипотезе Льва Гумилёва, пассионарность — результат рецессивной генетической мутации. Современные интерпретации уточняют это как некий биоэнергетический потенциал личности — внутренний избыток энергии, требующий выхода. Такой человек с раннего возраста проявляет необычайную активность, интерес к смысловым вопросам, готовность рисковать и идти против течения.

Важно понимать, что генетическая предрасположенность не делает человека пассионарием автоматически. Это лишь основа — как хорошее зерно, которому ещё нужно дать землю, воду и свет. Без условий раскрытия даже гениальный потенциал может остаться в спящем состоянии.

Биохимия и физическое развитие.

Реализация пассионарности требует определённого физиологического фундамента. У человека должна быть хотя бы минимальная устойчивость организма — способность выдерживать стресс, сохранять активность, быть в ресурсном состоянии. Хроническая нехватка питания, болезни детства, отсутствие элементарной медицины могут подавить даже мощный потенциал.

Поэтому создание условий для физического развития, здравоохранения, заботы о раннем детстве — это не только социальная функция, но и стратегический элемент пассионарного воспроизводства.

Среда и социальное воспитание.

Ключевой элемент рождения пассионария — воспитание и среда. Даже при наличии таланта и здоровья, человек может вырасти потребителем, мещанином, без внутреннего импульса к преодолению и служению. Среда формирует установки: что считать нормой, за что бороться, ради чего стоит жертвовать, и вообще — нужно ли это.

Общество, в котором культивируются комфорт, безопасность, индивидуальный успех и отказ от высоких смыслов, блокирует проявление пассионарности. Наоборот, воспитание, основанное на идеалах, волевых усилиях, дисциплине и примерах героизма, создаёт условия, в которых пассионарии расцветают. Именно этим объясняется высокая пассионарность поколений, прошедших через войны и катастрофы.

Барьеры проявления пассионарности.
Барьеры проявления пассионарности.

Политика «нулевой пассионарности».

Современный мир в последние десятилетия двигался по пути подавления пассионарности. В первую очередь это коснулось Европы, но не только. Политика «нулевой пассионарности» заключалась в следующем:

  • отказ от национальных и религиозных идеалов;
  • навязывание потребительского образа жизни;
  • поощрение инфантилизма и страха рисков;
  • отсутствие вызовов, за которые нужно бороться.

В результате выросло поколение, не знавшее ни страха, ни подвига, ни лишений. А без них — не бывает воли и готовности к самопожертвованию. Пассионарии в такой среде либо выгорают, либо становятся одиночками, вытесненными на периферию.

Пробуждение через испытания.

История показывает: самые мощные всплески пассионарности происходят после сильных потрясений. Войны, революции, глобальные кризисы — всё это запускает внутреннюю энергию, освобождает людей от комфорта и ставит перед выбором. Многие ломаются. Но те, кто проходит через боль, страх и потери, преодолевают личные барьеры и становятся пассионариями по-настоящему.

Поэтому с точки зрения этнической системы, трагедии нередко служат не только очищением, но и перезапуском пассионарного ядра. Особенно если в обществе есть остатки смыслов, способных объединить и направить энергию пробуждённых людей.

Как умирают пассионарии?

Пассионарий может «умереть» не только физически. Самое трагичное — это социальная и личностная смерть, когда человек с потенциалом теряет смысл, опускает руки, замыкается или становится «карьеристом с огнём в прошлом». Причин этому множество:

  • отсутствие среды для реализации — ни войн, ни задач, ни вызова;
  • социальная изоляция, непонимание, клеймо «слишком сложного» или «опасного»;
  • разрушение личного смысла — предательство идеалов, утрата веры, катастрофа в близких отношениях;
  • выгорание из-за постоянного сопротивления системе;
  • навязанное ощущение вины или маргинальности — «ты мешаешь», «ты не такой, как все».

Если система не научится распознавать, поддерживать и использовать пассионариев, она их теряет. А теряя — обрекает себя на деградацию.

Путь к возрождению.

Возрождение пассионарности — это не спонтанный процесс. Оно требует усилий: в воспитании, в политике, в культуре. Необходимо:

  • создавать смыслы, ради которых стоит преодолевать себя;
  • поощрять инициативу, а не подчинение;
  • формировать образ героя — не поп-звезды, а настоящего лидера, творца, служителя идее;
  • воспитывать волю, а не только знания;
  • давать опору в виде культуры, истории, примеров и задач с настоящей ценностью.

Пассионарий рождается не только в семье, но и в обществе. И это общество несёт ответственность за то, кем он станет: лидером, героем или ещё одним упущенным шансом на будущее.

Глава 5. Воспитание пассионариев: возможно ли это?

Если пассионарность — это внутренний дар, то можно ли её воспитать? Этот вопрос волнует философов, педагогов, государственников и стратегов. Ведь если ответ «нет» — развитие этнической системы зависит от удачи и случайных вспышек гениальности. Но если ответ «да» — тогда становится возможным целенаправленное формирование будущих лидеров, преобразователей, героев и творцов.

Опыт показывает: воспитать гения невозможно, но воспитать пассионария — можно. Пассионарий — это не просто носитель таланта, а человек, направляющий свою энергию на служение, созидание и преодоление. И эта направленность формируется — через среду, ценности, испытания, примеры, воспитание воли и смыслов.

Формируемые и врождённые черты.

Пассионарность как явление опирается на две группы качеств:

  • Врождённые — энергия, темперамент, способность к глубокой мотивации;
  • Формируемые — воля, смелость, ценностная ориентация, внутренняя свобода, рефлексия.

Воспитание, образование, культурная среда воздействуют на вторую группу, создавая внутреннюю структуру личности, которая либо позволяет пассионарности проявиться, либо блокирует её. Поэтому ключевая задача общества — создать такие условия, при которых внутренний потенциал человека не погаснет, а раскроется.

Модель личности пассионария.

На основе анализа биографий, жизненных стратегий и поведенческих паттернов можно выделить типовую модель личности пассионария. Её «ядро» составляют три ключевых компонента:

  • Сверхцель/идеал — нечто, ради чего человек живёт, действует, жертвует;
  • Самопожертвование и смелость — готовность идти на риск, преодолевать страхи и потери;
  • Внутренняя свобода и рефлексия — способность мыслить независимо и осмысленно.

Внешний «контур» модели включает в себя такие черты, как воля, любопытство, оптимизм, чувство ответственности, структурированность личности, развитые эмоциональные связи и ощущение принадлежности к чему-то большему — нации, культуре, идее. Эти качества не только можно, но и нужно воспитывать.

Советский опыт воспитания пассионариев.

История знает примеры, когда целые государства ставили перед собой цель формирования активного, волевого, мотивированного гражданина — пассионария среднего или выше среднего ранга. Советский Союз был одной из немногих стран, где это осуществлялось на государственном уровне:

  • воспитание через труд, преодоление, служение коллективу;
  • система массовых кружков, технических школ, спортивных секций и пионерской организации;
  • примеры героев, подвижников, полководцев, учёных;
  • акцент на высших целях — идея справедливости, мировой революции, служения Родине.

Это не означало, что каждый становился пассионарием. Но средний уровень устремлённости и готовности к жертве был существенно выше, чем в обществах, ориентированных исключительно на потребление и личный успех.

Что необходимо для воспитания пассионария сегодня.

Современный мир ставит вызов: как воспитывать сильную, мотивированную личность в условиях комфорта, потребления и информационной перегрузки? Ответ заключается в формировании ряда условий:

  1. Ценностное ядро. Образование и воспитание должны быть ориентированы на смыслы: история, культура, миссия, идеал. Без этого пассионарий не «запускается».
  2. Испытания и преодоление. Без столкновения с трудностями воля не развивается. Нужны реальные вызовы: спорт, армия, социальная активность, конкурсы, экспедиции.
  3. Образ героев. Общество должно демонстрировать, что путь служения и достижения — достойный, а не «глупый» или «наивный».
  4. Среда поддержки. Пассионарию тяжело одному. Нужны наставники, горизонтальные связи, институты, которые не гасят, а усиливают энергию.

При выполнении этих условий даже не самые яркие люди способны вырасти до значимого вклада в развитие страны и общества.

Пассионарность — это путь, а не только дар.

Роль армии, веры, культуры и образа будущего.

Некоторые элементы современной жизни можно рассматривать как потенциальные «инкубаторы» пассионарности:

  • Армия — позволяет пройти через страх, научиться преодолению, дисциплине, служению;
  • Религия и вера — даёт смысл, сверхценность, идею, перед которой ничтожна собственная жизнь;
  • Культура — формирует образ мира, воспитывает вкус к великому и отвращение к мелкому;
  • Образ будущего — мотивирует и даёт направление энергии. Без будущего нет пути.

Если общество сможет интегрировать эти элементы в воспитательные стратегии, оно получит новый слой пассионариев, способных стать основой обновления и роста.

Психологическая задача: внутреннее напряжение без разрушения.

Важно помнить: пассионарий — это человек с внутренним избытком энергии. Если он не находит выхода, эта энергия разрушает самого человека или направляется на борьбу с системой. Задача воспитания — дать ему инструменты внутренней сборки, понимания, выражения, направления своих сил.

Именно поэтому в систему подготовки пассионариев должны входить психологи, педагоги, наставники, философы. Люди, способные помочь личности пройти путь от потенциальной силы к реализованной миссии.

Вывод: да, пассионариев можно формировать.

Не всех, не всегда и не одинаково. Но при наличии потенциала и правильной среды, воспитание пассионариев — это достижимая цель. Она требует времени, дисциплины и коллективных усилий. Но результат — новое поколение людей, способных вести за собой и преображать реальность.

А в эпоху кризиса, как сегодня, — других вариантов у этнической системы просто нет.

Глава 6. Пассионарий и общество.

Пассионарий — это человек, идущий вперёд, когда остальные стоят. Он задаёт вектор движения, когда большинство адаптируется к тому, «как есть». Это делает его не только опорой общества, но и его вызовом. Общество, как система, стремится к равновесию, стабильности, предсказуемости. Пассионарий же — источник изменений, дисбаланса, риска. Именно поэтому между обществом и пассионарием возникает внутреннее напряжение, а иногда и открытый конфликт.

История полна примеров, когда сначала общество отвергало своих гениев, героев, провидцев — а потом с опозданием признавало их. Галилей, Менделеев, Толстой, Жанна д’Арк, Вернадский, Пастернак, Горький, Ван Гог — этот список можно продолжать бесконечно. Причина в том, что пассивная среда не понимает человека, живущего на один-два уровня смыслов выше.

Общество как система самозащиты от перемен.

Каждая устоявшаяся система — социальная, культурная, этническая — выстраивает механизмы самосохранения. В этом нет зла: это просто функция выживания. Но в этих механизмах кроется и проблема — они настроены на подавление всего, что выходит за рамки нормы.

Пассионарий — по определению выходит за рамки. Он предлагает новые смыслы, атакует привычное, требует переосмысления. Его поступки неудобны, потому что заставляют других посмотреть на себя, на мир, на будущее. Поэтому общество часто выбирает не слушать, а отторгнуть: «фанатик», «сумасшедший», «опасный», «не такой, как все».

Это может выражаться в травле, иронии, бюрократическом игнорировании, профессиональной изоляции. Причём особенно часто это происходит не в тоталитарных режимах, а в инерционных, самодовольных обществах, где внешне «всё хорошо», но смысловое ядро уже пустеет.

Одиночество как плата за прозрение.

Пассионарий чаще всего — одиночка. Он живёт в мире, где большинство ценностей и целей не совпадают с его. Его путь — не путь толпы. Он смотрит вперёд, туда, где остальные даже не догадываются искать. Это порождает экзистенциальное одиночество, и далеко не каждый способен его выдержать.

Именно поэтому так много одарённых людей ломаются — не из-за отсутствия таланта, а из-за отсутствия понимания. Их не услышали, не поддержали, не дали места. Они не смогли пройти путь до конца.

Самая страшная смерть пассионария — не физическая, а социальная и личностная капитуляция.

Общество, убивающее своих героев.

Общество, не способное интегрировать своих пассионариев, теряет их. Оно сталкивает их вниз, делает маргиналами, сумасшедшими, а иногда и врагами. И этим подписывает себе приговор. Потому что без пассионариев у этноса нет будущего. Они — источник новых смыслов, новых путей, новых побед.

Именно поэтому сильные цивилизации всегда находили способ работать с пассионариями. Иногда — насильственно, ограничивая их. Иногда — институционально, создавая систему отбора, признания и вовлечения. Но главный урок истории: если не принять пассионария — он всё равно изменит общество, но ценой разрушения.

Можно ли научиться слышать и использовать пассионариев?

Да, если есть воля, зрелость и стратегическое мышление. Работа с пассионариями требует:

  • признания их важности, даже если они неудобны;
  • создания среды, в которой они могут реализоваться — лаборатории, мастерские, политические площадки, художественные формы, стратегические штабы;
  • систем фильтрации — чтобы отличать настоящих пассионариев от агрессивных демагогов;
  • гибкости и доверия — пассионарий требует пространства, но и готов служить, если его признают и уважают.

Общество, которое умеет видеть своих пассионариев, не просто выживает — оно развивается, побеждает и становится исторически значимым. Пассионарии — это живой огонь, и задача общества — не гасить его, а направлять.

Взаимное преобразование.

Важно понимать, что взаимодействие между обществом и пассионарием — не игра в одну сторону. Пассионарий тоже преобразуется, сталкиваясь с обществом. Он учится быть понятным, стратегичным, эффективным. Он приобретает формы, необходимые для воздействия. И именно в этом — смысл диалога, а не конфликта.

Потенциальная сила пассионария становится реализованной только в том случае, если она находит отклик в коллективной системе. В противном случае он, возможно, останется великим одиночкой — но изменит только самого себя. А чтобы изменить мир, ему нужен проводник — общество, готовое к переменам.

Глава 7. Пассионарность и элиты.

Отношения между пассионариями и элитами всегда были напряжёнными и противоречивыми. С одной стороны, именно пассионарии создают элиты, являясь их основателями, пророками, победителями и реформаторами. С другой стороны, именно элиты чаще всего становятся препятствием для новых пассионариев, стремящихся изменить сложившийся порядок. В этой главе мы разберёмся, как пассионарии формируют и разрушают элиты, и почему устойчивость власти напрямую зависит от взаимодействия с ними.

Элита и пассионарий: союз или конфликт?

Элиты — это совокупность людей, контролирующих ключевые ресурсы, принятие решений и институты власти. Их задача — обеспечивать стабильность, управляемость и преемственность. Пассионарии — агенты перемен, носители новых смыслов и энергии. Уже из этого противопоставления видно: их цели и подходы часто не совпадают.

Пассионарий хочет изменить мир. Элита — сохранить контроль. Пассионарий требует новых правил. Элита старается удержать старые. Но при этом элиты нуждаются в пассионариях, особенно в эпоху кризисов, потому что только они способны вывести систему из стагнации. А пассионарии нуждаются в элитах, потому что через них они могут масштабировать своё влияние и реализовать идеи.

Цикл вырождения элит.

История показывает закономерность: элиты, созданные пассионариями, с каждым поколением теряют пассионарность. Это описывается, в том числе, в теории Ибн Хальдуна и литературно — у Томаса Манна в «Будденброках». Смена поколений выглядит так:

  1. I поколение — завоеватели, реформаторы, первопроходцы. Это настоящие пассионарии, которые приходят к власти на волне кризиса или победы. Они создают новое.
  2. II поколение — строители. У них ещё сильная воля, но меньше идей. Они развивают созданное, но уже начинают думать о сохранении.
  3. III поколение — бюрократы. Они живут в комфорте, не имеют личного подвига, воспринимают власть как должное, начинают защищать статус-кво.
  4. IV поколение — вырожденцы. Власть для них — привычка, они слабы, неинициативны и боятся перемен. Система рушится.

Этот цикл повторяется снова и снова, если не происходит регулярного притока новых пассионариев в состав элиты.

Четыре пути попадания в элиту.

В современном мире человек может войти в элиту одним из следующих способов:

  • по рождению — через принадлежность к элитной семье (самый слабый путь с точки зрения качества);
  • через брак — символическое включение в структуру власти;
  • за личные заслуги перед элитой — как менеджер, администратор, посредник;
  • за заслуги перед этнической системой — путь настоящего пассионария, «по праву силы».

Только последний путь требует от личности высоких качеств и ранга, и только он вносит в элиту живую энергию. Пассионарий, вошедший в элиту через борьбу и достижения, меняет её изнутри, создаёт обновлённое ядро власти. Без этого элита начинает замыкаться, гнить и терять связь с реальностью.

Почему элиты боятся пассионариев?

Пассионарии неудобны. Они независимы, упрямы, мыслят стратегически, не принимают полумер. Их трудно контролировать, они не идут на компромиссы ради карьеры. А ещё — у них есть последователи, энергия, идеи. Они могут стать альтернативным центром силы. Именно поэтому в условиях застоя элита начинает вытеснять пассионариев:

  • через репутационные атаки;
  • через бюрократические препоны;
  • через создание барьеров к реализации (отказ в ресурсах, изоляция);
  • через навешивание ярлыков («опасный», «радикальный», «маргинал»).

Это не злой умысел, а инстинкт самосохранения системы. Но проблема в том, что при отказе от пассионариев элита отказывается от развития. Она продлевает себе существование, но теряет право на будущее.

Что происходит, если пассионарии не попадают в элиту?

Вариантов немного:

  1. Пассионарии уходят в оппозицию. Возникают альтернативные движения, подпольные сообщества, революционные проекты. Итог — смена режима или разрушение.
  2. Пассионарии становятся одиночками. Они замыкаются, выгорают, уходят в искусство, философию или уезжают. Общество теряет мощнейший ресурс.
  3. Пассионарии приспосабливаются. Это худший исход — человек становится «полуэлитой», теряя остроту, идею и превращаясь в циничного администратора.

Во всех трёх случаях — проигрывает этническая система.

Можно ли встроить пассионариев в элиту?

Да. И именно это отличает зрелую и умную элиту от слабой. Такая элита:

  • находит пассионариев и создаёт для них траектории роста;
  • принимает часть их идей и позволяет им влиять на курс;
  • отбирает по делу, а не по происхождению;
  • не боится внутреннего конфликта, зная, что трение рождает искру.

Именно такая система воспроизводства элит обеспечивает историческую устойчивость, обновляемость и силу государства. Без этого элита теряет связь с народом и рано или поздно становится объектом смены.

Изменение пассионарности элиты со временем.
Изменение пассионарности элиты со временем.

Глава 8. Национальная стратегия и пассионарность.

Пассионарность — это не только предмет историко-философского анализа. Это и инструмент стратегического управления развитием. Если государство осознаёт, что без носителей сверхидей, воли и энергии невозможны прорывы, реформы, культурное возрождение и геополитическое лидерство — оно обязано выстраивать политику, ориентированную на поиск, поддержку и интеграцию пассионариев в ключевые социальные процессы.

В противном случае, система будет существовать в режиме инерции, догоняющей стабильности, не способной к опережающим действиям. А в эпоху турбулентности инерция — это путь к отставанию и распаду.

Пассионарий как ресурс развития.

Обычно, говоря о ресурсах государства, упоминают землю, полезные ископаемые, рабочую силу, капиталы, технологии. Но история доказывает: всё это бессмысленно без людей, способных преобразовывать. Территории не осваиваются сами по себе. Нефть не превращается в технологию. Деньги не создают смыслы. Всё это делает человек, способный действовать — пассионарий.

Один человек с пассионарным зарядом высокого уровня способен запустить реформу, изменить науку, победить в войне, создать философию, объединить народ. Поэтому национальная стратегия, не включающая в себя работу с пассионариями, обречена быть технической, но не исторической.

Как создать условия для пассионарного развития?

Прежде всего, необходимо признать: пассионарии не появляются по приказу. Их нельзя клонировать, нанять или заменить искусственным интеллектом. Но можно выстроить систему условий, в которой пассионарность будет раскрываться:

  • Смысловое пространство — идеология, философия, культурная цель, образ будущего, за который стоит бороться.
  • Социальные лифты — прозрачные и реальные траектории роста, в которых инициатива и энергия приводят к позиции, ресурсу, влиянию.
  • Вызовы — наличие сложных задач, от которых зависит общее будущее. Пассионарий не может жить без вызова.
  • Поддержка и защита — институты, которые не гасят нестандартных людей, а помогают им войти в диалог с системой.

Также необходима новая модель образования, в которой во главе угла будет не только знание, но и воля, мышление, самопознание. Воспитание пассионария — это не только знание, но и характер.

Политика в эпоху кризиса: массовый призыв.

Когда наступают тяжёлые времена — войны, экономические потрясения, цивилизационные вызовы — возникает необходимость в массовом рекрутинге пассионариев. Элита уже не справляется, средний класс деморализован, и только внутренне мотивированные личности способны взять на себя ответственность.

В такой ситуации государству нужно:

  • публично обозначить сверхцель;
  • открыть каналы вхождения для нестандартных лидеров, учёных, офицеров, мыслителей, организаторов;
  • зафиксировать национальные смыслы, ради которых стоит идти до конца;
  • начать масштабные проекты, способные вовлечь людей с высоким уровнем энергии;
  • освободить систему от балласта — паразитов, мещан, блокирующих развитие.

Массовый призыв пассионариев — это не мобилизация пушечного мяса, а вызов лучшим. Это сигнал тем, кто чувствует в себе силу, но не видит пространства, куда её направить. Именно так рождаются возрождения наций, империй, цивилизаций.

Как не перегреть систему?

Важно понимать: слишком высокая концентрация пассионариев без адекватного управления может привести к перегреву — внутренним конфликтам, революциям, фрагментации. Поэтому необходим баланс между интеграцией пассионариев и устойчивостью системы.

Для этого нужны:

  • фильтры — чтобы отличить носителей энергии от авантюристов;
  • институты — чтобы не было необходимости «взрывать» систему, а можно было изменить её изнутри;
  • поддержка — чтобы пассионарий не оставался в одиночестве перед стеной бюрократии;
  • обратная связь — чтобы идея, талант и подвиг не оставались без отклика.

Вывод: без пассионарности — нет стратегии.

Государственная стратегия, построенная только на технократизме, бухгалтерии и контроле, может обеспечить выживание. Но она не обеспечит развития, рывка, исторического лидерства. Для этого нужны те, кто умеет мечтать, бороться, строить — и готов платить за это ценой личного комфорта.

Таким образом, пассионарность должна быть признана стратегическим национальным ресурсом. И если государство способно его осознать и использовать — оно не только преодолеет кризис, но и станет центром нового мира.

Заключение.

Пассионарность — это не модный термин и не красивая метафора. Это реальный механизм исторического развития, глубинная сила, определяющая, будет ли общество расти или угасать, побеждать или подчиняться, творить или только потреблять. Она не лежит на поверхности, но именно она приводит в движение огромные исторические пласты, создаёт и уничтожает цивилизации, строит города, идеологии, государства.

Пассионарий — это не просто человек с энергией. Это тот, кто направляет её не на себя, а на преобразование мира. У него есть цель, которая выше выгоды. У него есть воля, которая сильнее страха. У него есть рефлексия, позволяющая понимать, за что он сражается. И именно такие люди — носители будущего.

Общество, элиты, государства, неспособные работать с пассионариями — отвергают своё будущее. Они подавляют энергию, путают неудобство с угрозой, делают ставку на мнимую стабильность, которая оборачивается деградацией. Но история учит: без пассионариев невозможно обновление. Их можно игнорировать только до поры — потом они приходят сами, чтобы занять своё место. Вопрос лишь в том, будет ли это интеграция или революция.

Сегодня, в эпоху глобальной турбулентности, пассионарность снова становится ключевым фактором развития. Мир ищет идеи, лидеров, смыслы. И именно в такие моменты на поверхность выходят те, кто несёт в себе огонь перемен. Не все из них будут поняты. Не все дойдут до цели. Но если мы хотим сохранить культуру, страну, народ, если мы хотим движения вперёд, — нам нужно научиться видеть и поддерживать этих людей.

Пассионарии — это не угроза. Это вызов. Это шанс. Это надежда. Это всегда путь через боль, сопротивление и напряжение — но за этим путём приходит жизнь, движение и победа. Вопрос в одном: готово ли общество услышать тех, кто говорит не как все, и идти с ними — туда, где ещё никого не было.

Материал составлен на основе главы 3 «Пассионарность» книги Андрея Школьникова «Национальные стратегии: геостратегический взгляд на будущее мира и России».

Бонус. Пассионарии и СВО.

Специальная военная операция (СВО), начатая Россией в 2022 году, стала не только крупнейшим геополитическим вызовом последних десятилетий, но и точкой перезапуска пассионарности внутри общества. Подобно тому, как войны XX века рождали поколения людей, готовых брать на себя ответственность, действовать, рисковать и жертвовать ради высших целей, СВО формирует новый слой — активных, зрелых, решительных личностей, обладающих волей, опытом и сверхмотивацией.

Многие из тех, кто вернётся с фронта, будут потенциальными пассионариями. В условиях боя, страха, потерь, побед, они проходят главную проверку — на силу личности. И если общество и государство предоставят им возможность реализовать себя в мирной жизни, эта энергия может стать двигателем нового этапа национального развития.

Лифт уже работает.

Осознание этой пассионарной волны видно уже сейчас. В России запущены механизмы, призванные встроить ветеранов СВО в государственную и управленческую элиту. Программа «Время героев» стала первой институционализированной попыткой предоставить этим людям место в структуре власти.

На сегодняшний день уже более 10 участников этой программы получили назначения в федеральной и региональной власти. Самое показательное из них — назначение Артёма Жоги, командира батальона «Спарта», на пост полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе. Это не символический жест, а реализация нового подхода: элита формируется не из карьеристов, а из людей, доказавших свою силу делом.

Прямая позиция президента.

1 марта 2024 года, в Послании Федеральному Собранию, Владимир Путин прямо обозначил новый кадровый курс — приоритет ветеранам и участникам СВО. Он подчеркнул, что именно такие люди должны выходить на ведущие позиции в ключевых сферах:

  • в системе образования и воспитания молодежи;
  • в государственном и муниципальном управлении;
  • в общественных объединениях, госкомпаниях, бизнесе;
  • в качестве руководителей регионов и крупных проектов.

Президент отметил: «Настоящая элита — это все, кто служит России. Труженики и воины, надёжные, проверенные делом, доказавшие свою преданность России».

Новая кадровая программа — школа пассионариев.

По инициативе главы государства создаётся новая система подготовки элиты из числа военных. Участниками станут военнослужащие и ветераны, обладающие высшим образованием и управленческим потенциалом. Главное условие — не звание, а личные качества и проявленная способность вести за собой. Учеба будет строиться на базе лучших практик таких проектов, как:

  • «Лидеры России»;
  • Высшая школа государственного управления;
  • ведущие российские университеты и образовательные центры.

Наставниками станут действующие министры, главы регионов, руководители крупнейших компаний и федеральных структур. Таким образом, создаётся лифт, по которому фронтовые лидеры смогут подняться в сферу стратегического управления страной.

Пассионарии вместо вырожденной элиты.

Суть происходящего — не в поощрении «за службу». Это стратегическая перестройка. Путин предлагает заменить часть инертной элиты на людей действия, прошедших через войну, лишения, жертвы, сохранивших верность и волю. Это возвращение к логике, в которой элита — это не наследники, а герои.

Речь идёт о формировании нового слоя управленцев — пассионариев нового поколения. И если это направление получит развитие, Россия сможет не просто пройти текущий кризис, но и выйти из него с обновлённым смыслом и новыми лидерами, опираясь на силу, а не на соглашательство.

Вывод: СВО как точка возрождения пассионарности.

Война — всегда трагедия. Но она же — испытание, отсекающее слабое и выявляющее сильное. СВО дала России армию новых людей, прошедших через огонь и готовых действовать. У них есть опыт, сила, вера и понимание, что значит служить Родине. И сейчас от государства зависит, превратятся ли они в новую элиту, способную вести страну вперёд, или же снова будут вытеснены «старой системой».

Пассионарии СВО — это шанс. И, возможно, последний. Не использовать его — значит вновь отложить исторический подъём. А использовать — значит создать будущее, за которое уже пролита кровь и проявлен характер.

Помощник Капибара