Разбор заявления Трампа про 100-процентные пошлины на иностранные фильмы

Дональд Трамп Иное

5 мая 2025 года Дональд Трамп выступил с неожиданным и резким заявлением: Голливуд умирает, кино уходит из США, а другие страны якобы ведут скоординированную атаку на американскую киноиндустрию. Решение — ввести 100% тариф на все зарубежные фильмы. Виноваты, по его словам, не внутренние проблемы, не кризис идей и не повестка, а внешние силы и “угроза национальной безопасности”.

На первый взгляд — это просто очередной всплеск эмоций. Но если всмотреться — за этим стоит целая система взглядов и страхов. Америка теряет контроль над глобальным культурным нарративом, и это пугает её куда сильнее, чем потеря рынка или аудитории. Отсюда — истеричные слова, демарши, угрозы и обвинения.

Ирония в том, что именно США десятилетиями переманивали людей, капиталы и идеи со всего мира. А теперь, когда это начинает происходить в обратную сторону — та же самая Америка называет это вмешательством, атакой и поводом для торговой войны.

Заявление Трампа.

Заявление на английском:

The Movie Industry in America is DYING a very fast death. Other Countries are offering all sorts of incentives to draw our filmmakers and studios away from the United States. Hollywood, and many other areas within the U.S.A., are being devastated. This is a concerted effort by other Nations and, therefore, a National Security threat. It is, in addition to everything else, messaging and propaganda! Therefore, I am authorizing the Department of Commerce, and the United States Trade Representative, to immediately begin the process of instituting a 100% Tariff on any and all Movies coming into our Country that are produced in Foreign Lands. WE WANT MOVIES MADE IN AMERICA, AGAIN!

Пост Трампа
Пост Трампа

Перевод на русский:

Киноиндустрия в Америке УМИРАЕТ очень быстрой смертью. Другие страны предлагают всевозможные стимулы, чтобы переманить наших кинематографистов и студии за пределы США. Голливуд и многие другие районы внутри США находятся в упадке. Это — скоординированные действия других государств и, следовательно, угроза национальной безопасности. Это, помимо всего прочего, также связано с информацией и пропагандой! Поэтому я даю полномочия Министерству торговли и Торговому представителю США немедленно начать процесс введения 100% тарифа на все фильмы, поступающие в нашу страну и произведённые за рубежом. МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ ФИЛЬМЫ СНОВА СНИМАЛИСЬ В АМЕРИКЕ!

Глава 1. Лицемерие и двойные стандарты.

Другие страны предлагают всевозможные стимулы, чтобы переманить наших кинематографистов и студии за пределы США.

Америка десятилетиями переманивает таланты со всего мира.

США давно и последовательно выстраивают стратегию глобального притока специалистов. Страна предоставляет визы, релокационные пакеты, гарантии и льготы, чтобы заполучить лучших: врачей, учёных, инженеров, айтишников. И да — представителей киноиндустрии тоже. Голливуд десятилетиями переманивал режиссёров, операторов, актёров и сценаристов из Европы, Азии и стран постсоветского пространства.

Идея была проста: собрать лучших в одном месте и экспортировать американский продукт на весь мир. Но теперь, когда другие страны начали делать то же самое — предлагать условия, студии, бюджеты, комфорт — это почему-то считается атакой. Хотя часто речь идёт вовсе не о переманивании, а о возвращении специалистов домой или о логичном выборе условий, где снимать выгоднее и спокойнее.

Подробнее об этом в материале «Америка — страна мигрантов: от геноцида индейцев до пылесошения планеты».

Двойные стандарты: «нам можно, а вам — угроза».

Когда США переманивают талантливых людей — это называется «поддержка свободного выбора». Когда другие страны создают привлекательные условия — это уже «враждебное вмешательство». Такая логика — чистое лицемерие. Особенно если учесть, что в тех же США десятки фильмов последних лет создавались с международным участием: частично снимались в Канаде, постпродакшн — в Индии, а спецэффекты — в Восточной Европе.

Трамп заявляет, что Америка страдает от внешнего давления, но молчит о собственном многолетнем давлении на таланты других стран. Это выборочная память: в роли гегемона всё позволено, но как только появляются конкуренты — начинается паника, тарифы и риторика угроз.

Голливуд — это тоже мягкая сила. И Америка не хочет её терять.

Фильмы — это не просто развлечения. Это инструмент формирования мировоззрения. Именно Голливуд создал и поддержал образ США как свободной, успешной, справедливой страны, где победа — всегда за добром. Это работало. И работает до сих пор. Но теперь у мира появился выбор.

Когда Южная Корея получает «Оскар», когда французы и индийцы выходят в международный прокат, когда российские режиссёры получают фестивальные награды — это уже угроза не бизнесу, а образу. А значит — как считает Трамп — «национальной безопасности». То есть: Голливуд — это святое. И если его критикуют или перестают покупать — виноваты другие.

Глава 2. Национальная безопасность — штамп на экспорт.

Это — скоординированные действия других государств и, следовательно, угроза национальной безопасности.

Скоординированные действия? Где доказательства?

Трамп утверждает, что отток киноиндустрии из США — результат «скоординированных действий других государств». Но ни одного факта, ни одного конкретного примера он не приводит. Потому что их попросту нет. Что он имеет в виду под координацией? Что Китай, Индия, Россия, Франция и Италия тайно собрались, подписали план и совместно начали кампанию по переманиванию режиссёров и осветителей из Лос-Анджелеса?

Это звучит абсурдно. У этих стран слишком разные интересы, слишком разная культурная политика и слишком разная внутренняя ситуация. Кто-то вообще запрещает некоторое западное кино (Китай), кто-то наоборот — закупает у США франшизы. Но в риторике Трампа всё удобно сводится к единому заговору против Америки. Стандартный приём: если реальность не устраивает — назови её вражеским сговором.

Такой подход показывает главное: восприятие Трампа — это страх и подозрение, не основанные на фактах. И если нечто перестаёт работать в пользу США, значит, виноваты не внутренние ошибки, не падение качества, не усталость аудитории. Виноваты «другие». Потому что кто-то обязательно должен быть виноват. Кроме самих себя.

Фраза, которая теряет смысл от чрезмерного употребления.

В заявлении Трампа звучит привычная для американской риторики формулировка: «Это угроза национальной безопасности». Казалось бы — речь идёт о кино. Но как только в повестке возникает что-то неудобное для США — это моментально объявляется угрозой безопасности.

Список того, что США считали угрозой своей нацбезопасности, уже давно абсурден: TikTok, Huawei, китайские студенты, криптовалюты, мексиканская граница, российские программисты, прокси-серверы, сельскохозяйственные дроны… Теперь вот и фильмы, снятые за пределами США.

Это инструмент давления, а не объективная угроза.

Такое использование термина превращает его в универсальный повод для санкций, торговых ограничений и вмешательства. Объявляешь что-то угрозой — и можно вводить пошлины, отключать сервисы, закрывать рынки, блокировать счета. Это не безопасность, а дипломатический молоток. Удобный, но шумный.

Противоречие очевидно: США строят свою экономику на глобальной открытости и свободе торговли, но как только проигрывают в конкуренции — тут же призывают к изоляции, запретам и тарифам. Смешно это слышать от страны, которая ещё недавно называла такие действия «проявлением авторитаризма».

Если отток специалистов — угроза, то как расценивать приток?

Следуя логике Трампа, переманивание талантов и производств в другие страны угрожает Америке. Тогда как называть политику самих США, которые десятилетиями высасывают лучших специалистов со всего мира, переманивают врачей, учёных, инженеров, преподавателей и, конечно, кинематографистов?

Выходит, если другие страны делают то же самое — это агрессия, подрыв, саботаж? Тогда, получается, США регулярно угрожают национальной безопасности всего остального мира. Просто потому, что делают это первыми, активнее и агрессивнее.

На самом деле, реальная угроза — не в том, что кино снимается в другой стране. Угроза — в том, что США теряют монополию. А значит — и рычаги давления. И вот этого американская элита боится по-настоящему.

Глава 3. Информация и пропаганда: что имел в виду Трамп.

Это, помимо всего прочего, также связано с информацией и пропагандой!

Messaging — это не просто «информация».

В своём заявлении Трамп упомянул, что кризис Голливуда — это ещё и вопрос «messaging and propaganda». Многие могли бы принять это за оговорку или риторическую гиперболу, но термин выбран точно, а вот в русском языке для него перевод невнятный — что ещё за информация? Messaging — это не просто передача информации, а управляемое создание нужного смыслового образа. Это — «кадр за кадром» в культурной войне.

В отличие от «information» (факт), messaging — это контекст, обёртка, нарратив. Через него строится отношение аудитории к идеям, странам, людям и действиям. В кино это особенно заметно: как выглядит военный, кто герой, кто злодей, как решаются конфликты, кто спасает, а кто угрожает — это всё элементы месседжа.

Голливуд как инструмент американской пропаганды.

США давно и сознательно использовали кинематограф в качестве инструмента культурной экспансии. Фильмы — это мягкая сила, способ управлять взглядами и ожиданиями людей по всему миру. Через Голливуд мир воспринимает США как страну справедливости, свободы, личной победы, высокого уровня жизни и нравственного превосходства.

Это работало безотказно десятилетиями. Фильмы продавали не просто сюжеты — они продавали «американскую норму». Люди начинали мечтать не о фильмах, а о жизни, похожей на ту, что показана в фильмах. А США получали культурное влияние, доверие и политическую легитимность на уровне эмоций.

Почему Трамп боится потерять контроль над месседжем?

Если теперь истории снимают в других странах — и зритель верит им, смеётся над ними, плачет с ними, вдохновляется ими — значит, аудитория перестаёт нуждаться в американском фильтре восприятия мира. Она начинает формировать образы вне контроля США. А значит, в долгосрочной перспективе — вне политического и идеологического влияния Америки.

Вот чего боится Трамп. Страх потерять глобальный контроль над культурным нарративом — куда более глубокий, чем страх экономического падения. Это страх стать обычной страной среди других. Не исключительной. Не культурным центром. А просто одной из — и это для США неприемлемо.

Поэтому он и говорит про пропаганду. Он прав — только не в том, что другие ведут её против Америки. А в том, что сама Америка теряет монополию на своё культурное оружие. И пока одни страны учатся рассказывать свои истории — США всё ещё пытаются заставить весь мир слушать только их голос.

Глава 4. Тариф как метод шантажа.

Я даю полномочия Министерству торговли и Торговому представителю США немедленно начать процесс введения 100% тарифа на все фильмы, поступающие в нашу страну и произведённые за рубежом.

100% тариф — это не защита, а давление.

Объявляя о намерении ввести 100% тариф на иностранные фильмы, Трамп маскирует экономическое принуждение под защиту интересов страны. На практике это попытка отгородить рынок, создать невыносимые условия для зарубежного контента и тем самым принудительно вернуть производство фильмов в США, так как американский рынок приносит огромные доходы.

Реальная цель — не восстановить баланс, а навязать удобную архитектуру игры. В этой игре США — единственный выгодный рынок, а все остальные — должны поставлять кадры, идеи и сервисы, но не сами истории. Это не про равенство. Это про сохранение контроля.

Палка вместо пряника: переманивание через угрозу.

Трамп пытается не столько защитить внутренний рынок, сколько создать условия, при которых производителям будет невыгодно работать вне США. Съёмки в Канаде? Получите тариф. Постпродакшн в Чехии? Получите. Монтаж во Франции? Получите. Это попытка перекрыть кислород всем, кто работает за пределами «американской системы».

Формально это выглядит как защита рабочих мест и интересов США. Но по сути — это шантаж: «Либо вы работаете у нас — либо вы теряете крупнейший рынок». Это не свобода. Это ультиматум. И он точно не способствует развитию глобальной культуры.

Идея не только вернуть, но и подмять под себя новое.

Важно понимать: Трамп хочет не только вернуть тех, кто уже уехал, но и вытянуть тех, кто никогда не работал в США. Молодые режиссёры из Индии, сценаристы из Южной Кореи, аниматоры из Латинской Америки, монтажёры из Восточной Европы — все они, по его замыслу, должны отправиться работать в США, так как их работодатели больше не получат нормального доступа на американский рынок.

Это имперская логика, где рынок используется как инструмент захвата: «Если ты хочешь зарабатывать — подчиняйся». Это не новая стратегия — так США поступают во многих отраслях. Но теперь она пришла и в сферу кино. А значит, на кону не только деньги, но и контроль над глобальной культурой.

Глава 5. Фильмы снимаются. Просто не такие, как раньше.

МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ ФИЛЬМЫ СНОВА СНИМАЛИСЬ В АМЕРИКЕ!

Голливуд жив, но переживает глубокий кризис.

Несмотря на драматичный тон заявления Трампа, кино в США продолжает производиться — и в больших объёмах. Но проблема не в количестве, а в качестве. В последние годы Голливуд утратил то, за что его любили миллионы: свежие идеи, интересные сюжеты, сильных и харизматичных героев и жанровое разнообразие.

На смену этому пришло повторение, самокопирование, повестка и поверхностная политкорректность. То, что раньше вдохновляло, теперь вызывает раздражение. Суровые герои становятся клоунами, злодеи — безликими, конфликты — банальными, а диалоги — заученными. Даже визуальные эффекты, некогда флагман Голливуда, сегодня всё чаще критикуются за халтуру.

Супергерои устали, зрители — тоже.

Marvel, DC, Disney — некогда непобедимые гиганты — теперь регулярно проваливаются в прокате. Зритель устал от однотипных картин с дешёрым юмором и моралью на лбу. Вместо драйва и риска — месседж и повестка. Вместо истории — фан-сервис. Вместо драматургии — цифры и франшизный конвейер.

Когда герой в кадре превращается в идиота ради шутки — аудитория перестаёт верить. А когда каждый новый персонаж добавляется ради «репрезентации», а не ради сюжета — доверие уходит. И это никак не связано с иностранным влиянием. Это — внутренняя деградация. Но Трамп её игнорирует.

Зарубежное кино стало альтернативой — и это злит.

В то время как Голливуд топчется на месте, другие страны начали снимать сильное, честное, интересное кино. Южная Корея («Паразиты»), Германия («На Западном фронте без перемен»), Индия, Франция, даже Россия и Иран — всё чаще попадают в поле зрения глобального зрителя. Не за счёт бюджета, а за счёт истории.

Трамп воспринимает это не как естественную конкуренцию, а как угрозу. Он не хочет видеть, что аудитория делает выбор в пользу кино из других стран. Проще обвинить внешний мир в заговоре, чем признать, что Голливуд сам себя загнал в тупик.

Глава 6. США хотят всё контролировать. Даже кино.

Когда рынок — не просто бизнес, а поле власти.

На первый взгляд заявление Трампа — это борьба за экономику и рабочие места. Но если копнуть глубже, становится очевидно: речь идёт не просто о кино как товаре, а о кино как инструменте влияния. Трамп не хочет просто, чтобы фильмы снимались в США — он хочет, чтобы мир продолжал воспринимать США как культурный центр мира. И чтобы никто другой не мог занять это место.

Киноиндустрия — это не просто фабрика развлечений. Это инфраструктура символической власти. Через неё формируются образы силы, справедливости, нормальности, прогресса. И если этот рычаг оказывается вне рук США, — они теряют не кассу, а статус. Не прибыль, а превосходство.

Трамп не за кино — он за контроль.

Сама по себе фраза «Мы хотим, чтобы фильмы снова снимались в Америке» звучит патриотично. Но в контексте предыдущих заявлений Трампа она читается иначе: мы хотим, чтобы только Америка рассказывала истории, а остальным — молчать или платить пошлину.

Это не желание соревноваться — это желание диктовать. Как и во многих других областях, США не хотят конкуренции — они хотят контролировать правила игры, быть не просто участником, а модератором, судьёй, продюсером и дистрибьютором одновременно.

Но мир меняется. И больше не слушает одного режиссёра.

Мировой кинорынок становится многоцентровым. У каждой страны появляются свои сильные студии, актёры, идеи и аудитории. Успех азиатского кино, европейского артхауса, ближневосточных драм — всё это доказывает: зрителю больше не нужен только Голливуд. А Голливуду больше не удаётся быть единственным голосом в зале.

И вот это — самое болезненное. Потому что Трамп — это не просто голос США, он голос имперского подхода: если ты не можешь побеждать — перекрой кислород. Если не можешь увлечь — запрети других. Если не можешь быть первым — убери остальных с трассы.

Но кино — не война. И не рынок нефти. Кино — это история. А хорошая история может родиться в любом уголке планеты. И всё больше зрителей готовы это слушать.

Заключение.

Заявление Трампа о 100% тарифе на иностранные фильмы — не просто предвыборный выпад или защита рабочих мест. Это реакция на утрату контроля. США десятилетиями были культурным имперским центром, а Голливуд — главным рупором их мировоззрения. Через фильмы Америка продавала миру свою мечту, свою мораль, свои героические образы.

Но времена меняются. Кино стало глобальным, талантливые люди снимают сильные истории по всему миру, и зрители готовы их смотреть. Монополия сломалась — и это болезненно для страны, привыкшей быть главным режиссёром планеты.

Вместо того чтобы обновить себя, услышать критику, вернуть доверие зрителя и перестать делать из героев клоунов — американская политическая элита, в лице Трампа, предлагает тарифы, запугивание и обвинения. Не осознанный диалог, а экономический шантаж. Не развитие — а откат к изоляции.

Мир больше не слушает один голос. Глобальный зритель стал взрослым — он умеет выбирать. И если Голливуд хочет остаться значимым, ему придётся соревноваться на равных. Не в риторике. А в содержании. И никакие пошлины этого уже не отменят.

Помощник Капибара
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x