Хатынь: трагедия белорусской деревни и роль украинских националистов

Горящая деревня в Белоруссии История

Введение.

Хатынь — небольшая белорусская деревня, ставшая одним из самых трагических символов Великой Отечественной войны. 22 марта 1943 года она была полностью уничтожена, а её жители — безжалостно сожжены заживо. На протяжении десятилетий считалось, что за это зверство несут ответственность немецкие нацисты. Однако с рассекречиванием архивов всё больше становится понятно: непосредственными исполнителями преступления были коллаборационисты — украинские националисты, служившие в немецких карательных батальонах. Эта страница истории требует внимательного изучения и бережного хранения в общественной памяти.

Сожжение Хатыни — не единичный случай. За годы оккупации СССР немецкие нацисты и их пособники разрушили сотни деревень, уничтожили десятки тысяч мирных жителей. Хатынь стала коллективным памятником всем этим жертвам. Её имя стало символом нацистского террора и трагедии мирного населения.

Современные исследования, судебные процессы и рассекреченные документы позволяют нам глубже взглянуть на те события и пересмотреть устоявшиеся представления. Это важно не только для установления исторической истины, но и для того, чтобы подобные преступления никогда больше не повторились. Ведь уроки прошлого должны становиться фундаментом для будущего.

Глава 1. Хатынь: трагедия белорусской деревни.

История деревни Хатынь до марта 1943 года.

Деревня Хатынь находилась в Логойском районе Минской области Белорусской ССР, примерно в 50 километрах от Минска. До войны это было небольшое, но уютное поселение, насчитывавшее 26 дворов и около 150 жителей. Основным занятием местных жителей было сельское хозяйство. Деревня была окружена густыми лесами, что делало её стратегически важной для партизанских отрядов, действовавших в этом регионе.

Хронология событий 22 марта 1943 года: нападение на деревню, сожжение жителей.

Утром 22 марта 1943 года вблизи деревни Хатынь произошла атака партизан на немецкий конвой, в результате которой был убит гауптман Ханс Вёльке, известный немецкий спортсмен и офицер. В ответ на это немецкие карательные отряды прибыли в Хатынь. Всех жителей деревни, включая женщин, детей и стариков, согнали в колхозный сарай. Здание было заперто, обложено соломой и подожжено. Люди, пытавшиеся спастись из огня, были расстреляны. После этого деревня была полностью сожжена.

Количество жертв и последствия трагедии.

В результате карательной акции погибли 149 жителей Хатыни, из них 75 детей в возрасте до 16 лет. Деревня была полностью уничтожена и не подлежала восстановлению. Эта трагедия стала символом страданий белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и одной из самых известных акций массового уничтожения мирного населения на территории СССР.

Спасшиеся и их свидетельства.

Несмотря на жестокость расправы, шестерым жителям удалось выжить. Среди них был семилетний Виктор Желобкович, которого мать прикрыла своим телом, спасая от огня и пуль. Также выжил кузнец Иосиф Каминский, который позже стал символом мемориального комплекса «Хатынь». Его скульптурное изображение с мёртвым сыном на руках стало центральным элементом мемориала.

У мемориального комплекса "Хатынь", в центре Иосиф Каминский — один из жителей Хатыни, оставшихся в живых после сожжения деревни гитлеровцами. 1970 год.
У мемориального комплекса «Хатынь», в центре Иосиф Каминский — один из жителей Хатыни, оставшихся в живых после сожжения деревни. 1970 год.

Свидетельства выживших стали основой для последующих расследований и увековечения памяти о трагедии.

«Я и представить не мог, что нас ждет. Как только все оказались в сарае, фашисты его заперли. Держался возле матери, мы были у самых дверей. А братья и сестра вместе с отцом ушли вглубь. Мне было видно через щель, как каратели подносили канистры с бензином и обливали стены, подкидывали сено. Соломенная крыша вспыхнула мгновенно. Все загорелось, затрещало», — рассказал Виктор Желобкович.

«Как же все кричали! Словами не передать. В дыму задыхались и плакали дети. Под напором толпы двери не выдержали и рухнули. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди пытались бежать, но их хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов», — вспоминал Виктор Желобкович.

Когда двери выломали, он и его мать выбежали наружу — под пули карателей.

«От страха прижался к матери и почувствовал резкий толчок. Это была пуля, которая ее убила, а меня черканула по плечу, — продолжает Желобкович. — Я прошептал: «Меня ранило». Но в ответ ничего не услышал. Вокруг раздавался жуткий человеческий стон».

В огне пожара сгорела вся деревня.

Виктор Желобкович, Софья Яскевич и Владимир Яскевич — жители деревни Хатынь, чудом избежавшие зверской расправы в годы Великой Отечественной войны, у памятника замученным фашистами жителям Хатыни.
Виктор Желобкович, Софья Яскевич и Владимир Яскевич — жители деревни Хатынь, чудом избежавшие зверской расправы в годы Великой Отечественной войны, у памятника замученным фашистами жителям Хатыни.

Глава 2. Кто на самом деле уничтожил Хатынь: роль украинских националистов.

Долгие годы в общественном сознании трагедия Хатыни ассоциировалась исключительно с преступлениями немецких нацистов. Однако рассекреченные документы и расследования, проведённые уже в послевоенные годы, показали: непосредственными исполнителями массового убийства в деревне Хатынь стали не немцы, а украинские коллаборационисты, служившие в 118-м батальоне вспомогательной полиции.

Этот батальон был сформирован на территории оккупированной Украины и состоял преимущественно из бывших бойцов Красной армии, попавших в плен и согласившихся сотрудничать с нацистами, а также из представителей украинских националистических формирований, прежде всего — сторонников ОУН (Организации украинских националистов).

По данным следствия, которое проводилось в 1980-х годах, карательной акцией в Хатыни руководил Григорий Васюра — заместитель командира батальона и бывший офицер Красной армии. Он был участником множества подобных операций, в которых уничтожались целые деревни вместе с их жителями. Васюра скрывал своё прошлое более 40 лет, работал в системе народного хозяйства Белоруссии, пока не был разоблачён сотрудниками КГБ СССР.

Суд над ним проходил в закрытом режиме в 1986–1987 годах. В результате он был признан виновным в участии в массовых убийствах, в том числе — в организации сожжения Хатыни. Приговор — смертная казнь. Впоследствии выяснилось, что в той же операции участвовал и другой одиозный фигурант — Юрий Мель, позднее задержанный и осуждённый за другие преступления времён войны.

История с Хатынью стала шоком для советского общества. То, что столь чудовищное преступление было совершено не только немецкими карателями, но и бывшими советскими гражданами, вызвало глубокую общественную и политическую дискуссию. Это также стало поводом для переосмысления участия коллаборационистов в преступлениях нацистской Германии на территории СССР.

Сегодня факт участия украинских националистов в сожжении Хатыни признан документально и подтверждён рядом судебных решений и архивных материалов. Но до сих пор этот вопрос вызывает политические споры, особенно в контексте современных попыток героизации коллаборационистов на постсоветском пространстве.

Приговор хатынскому палачу Григорию Васюре, вынесенный судом Белорусского военного округа
Приговор хатынскому палачу Григорию Васюре, вынесенный судом Белорусского военного округа
Фотография хатынского палача Григория Васюры из его уголовного дела
Фотография хатынского палача Григория Васюры из его уголовного дела

Показания.

Из показаний Остапа Кнапа: «После того как мы окружили деревню, через переводчика Луковича по цепочке пришло распоряжение выводить из домов людей и конвоировать их на окраину села к сараю. Выполняли эту работу и эсэсовцы, и наши полицейские. Всех жителей, включая стариков и детей, затолкали в сарай, обложили его соломой. Перед запертыми воротами установили станковый пулемет, за которым, я хорошо помню, лежал Катрюк. Поджигали крышу сарая, а также солому Лукович и какой-то немец. Через несколько минут под напором людей дверь рухнула, они стали выбегать из сарая. Прозвучала команда: «Огонь!» Стреляли все, кто был в оцеплении: и наши, и эсэсовцы. Стрелял по сараю и я».

Вопрос: Сколько немцев участвовало в этой акции?

Ответ: «Кроме нашего батальона, в Хатыни было около 100 эсэсовцев, которые приехали из Логойска на крытых машинах и мотоциклах. Они вместе с полицейскими поджигали дома и надворные постройки».

Из показаний Тимофея Топчия: «Тут же стояло 6 или 7 крытых машин и несколько мотоциклов. Потом мне сказали, что это эсэсовцы из батальона Дирлевангера. Было их около роты. Когда вышли к Хатыни, увидели, что из деревни убегают какие-то люди. Нашему пулеметному расчету дали команду стрелять по убегавшим. Первый номер расчета Щербань открыл огонь, но прицел был поставлен неправильно и пули не настигали беглецов. Мелешко оттолкнул его в сторону и сам лег за пулемет…»

Из показаний Ивана Петричука: «Мой пост был метрах в 50 от сарая, который охранял наш взвод и немцы с автоматами. Я хорошо видел, как из огня выбежал мальчик лет шести, одежда на нем пылала. Он сделал всего несколько шагов и упал, сраженный пулей. Стрелял в него кто-то из офицеров, которые большой группой стояли в той стороне. Может, это был Кернер, а может, и Васюра. Не знаю, много ли было в сарае детей. Когда мы уходили из деревни, он уже догорал, живых людей в нем не было — дымились только обгоревшие трупы, большие и маленькие… Эта картина была ужасной. Помню, что из Хатыни в батальон привели 15 коров».

118-й полицейский батальон.

Этот батальон был сформирован в 1942 году в Киеве преимущественно из украинских националистов, жителей западных областей, которые согласились сотрудничать с оккупантами, прошли спецподготовку в различных школах на территории Германии, надели нацистскую форму и приняли военную присягу на верность Гитлеру. В Киеве батальон «прославился» тем, что с особой жестокостью уничтожал евреев в Бабьем Яру.

Кровавая работа стала лучшей характеристикой для отправки карателей в декабре 1942 года в Белоруссию. Кроме командира-немца, во главе каждого полицейского подразделения стоял «шеф» — немецкий офицер, курировавший деятельность своих подопечных. «Шефом» 118-го полицейского батальона был штурмбанфюрер Эрих Кернер, а «шефом» одной из рот — тот самый гауптман Ганс Вельке, который был убит во время атака партизан.

Во главе батальона формально стоял немецкий офицер Эрих Кернер, которому было 56 лет. Но фактически всеми делами заправлял Григорий Васюра и пользовался безграничным доверием Кернера в проведении карательных операций…

Глава 3. Почему Хатынь стала символом трагедии мирного населения?

Хатынь вошла в историю не только как ещё один населённый пункт, уничтоженный в годы Великой Отечественной войны. Она стала символом страдания и жертвы мирных жителей, пострадавших от рук нацистов и их пособников. Причины этого лежат не только в трагедии самой деревни, но и в той роли, которую она сыграла в формировании исторической памяти.

Во-первых, Хатынь — одна из первых деревень, где были уничтожены все жители в рамках карательной операции. Живыми остались лишь несколько человек — среди них подросток Виктор Желобкович и кузнец Иосиф Каминский, который стал символом Мемориала Хатынь. Он нашёл среди тел своего сына и, обгоревший, но живой, нёс его на руках — эта сцена навсегда запечатлена в бронзе на территории мемориального комплекса.

Во-вторых, Хатынь была выбрана как центральный памятник всем сожжённым деревням Беларуси. В республике во время оккупации было уничтожено более 600 населённых пунктов с их жителями. Однако именно Хатынь стала своеобразным собирательным образом, вместившим в себя боль всех этих трагедий.

В-третьих, символика Хатыни усиливается художественными и архитектурными средствами. Мемориальный комплекс, открытый в 1969 году, поражает своей тишиной и строгостью. Колокола на местах сожжённых домов, пепелища с именами погибших семей, Стена Памяти с названиями всех уничтоженных деревень — всё это создаёт ощущение горечи, скорби и немого крика, обращённого ко всем поколениям.

Наконец, Хатынь стала символом потому, что её трагедия была признана на государственном уровне как важнейшая часть исторической памяти советского народа. Вокруг неё формировалась образовательная и патриотическая повестка, в том числе в рамках мероприятий, приуроченных к Дню Победы и Дню памяти жертв фашизма.

Таким образом, Хатынь — это не только конкретная трагедия, но и универсальный образ человеческой боли и несправедливости, которую несла с собой война. Её история напоминает о том, что главной мишенью агрессора зачастую становились не солдаты, а безоружные мирные люди — старики, женщины, дети.

Глава 4. Память о Хатыни: мемориал и его значение сегодня.

Мемориальный комплекс «Хатынь» был открыт 5 июля 1969 года на месте сожжённой деревни. Его создание стало актом глубокой скорби и памяти обо всех жертвах геноцида, совершённого нацистами и их пособниками против мирного населения СССР во время Великой Отечественной войны.

Идея мемориала заключалась в том, чтобы Хатынь стала символом всех уничтоженных деревень и городов, всех мирных граждан, погибших от рук оккупантов. Мемориал был возведён по проекту архитекторов Ю. Градова, Л. Левина и С. Сысоева, скульптора С. Селиханова и инженера В. Занковича.

Центральная скульптурная композиция комплекса — фигура Иосифа Каминского, единственного взрослого жителя деревни, выжившего в трагедии. Он изображён с телом своего сына на руках — эта скульптура стала не только визуальным центром мемориала, но и мощным символом отцовской боли и народной трагедии.

По периметру комплекса находятся бетонные фундаменты с трубами-колоколами — они обозначают места, где стояли дома. Время от времени колокола издают глухой звон — словно напоминая о том, что жители этих домов никогда не вернутся.

Значительное место в композиции занимает так называемая «Стена Памяти» с 185 плитами, на которых выгравированы названия белорусских деревень, сожжённых вместе с жителями. Отдельно стоят плиты с названиями деревень, восстановленных после войны, и тех, что исчезли навсегда.

В центре мемориала горит Вечный огонь. Перед ним находится символическое захоронение с землёй из братских могил, ставшее местом глубоко личного траура для тысяч людей, чьи родные и предки погибли от рук оккупантов.

Сегодня Хатынь — это не просто мемориал. Это место, которое посещают школьники, студенты, военные, иностранные делегации. Экскурсии, патриотические уроки, митинги и памятные акции превращают мемориал в живой учебник истории, сохраняющий правду о геноциде и преступлениях, совершённых в годы войны.

Хатынь напоминает нам, что боль мирных жертв — не абстрактное понятие. Это конкретные семьи, лица, жизни. И чем дальше от нас во времени уходит война, тем важнее не дать забыть её уроки и передавать эту память следующим поколениям.

В 1969-м в память об уничтоженных белорусских деревнях в Хатыни открыли мемориал. Иосиф Каминский с сыном послужили прообразом для шестиметровой бронзовой скульптуры "Непокоренный": старик с бездыханным ребенком на руках.
В 1969-м в память об уничтоженных белорусских деревнях в Хатыни открыли мемориал. Иосиф Каминский с сыном послужили прообразом для шестиметровой бронзовой скульптуры «Непокоренный»: старик с бездыханным ребенком на руках.

Глава 5. Аналогичные трагедии на оккупированных территориях СССР.

Хатынь — не единственная деревня, уничтоженная вместе с жителями. Во время Великой Отечественной войны подобных трагедий было множество. Политика террора и геноцида, проводимая нацистами и их пособниками, охватывала обширные территории. Они сжигали населённые пункты, казнили и сжигали заживо мирных жителей — в основном женщин, стариков и детей. Вот лишь несколько трагических примеров:

Ола, Белорусская ССР.

В деревне Ола (Гомельская область) 14 января 1944 года фашисты сожгли заживо более 1 700 мирных жителей, в том числе почти 1 000 детей. Уцелело всего несколько человек. Это преступление сравнимо по жестокости с Хатынью, но известно о нём стало гораздо позже.

Кортелесы, Украинская ССР.

В селе Кортелесы (ныне Волынская область, Украина) в сентябре 1942 года нацисты уничтожили 2 892 человека, среди которых было более 1 600 детей. Село было полностью сожжено. Преступление совершили подразделения СС и украинские националистические формирования.

Борки, Белорусская ССР.

15 июня 1942 года в деревне Борки (Могилёвская область) каратели убили более 2 000 жителей. Поселение было окружено и подожжено, людей расстреливали или сжигали заживо в домах.

Красуха, РСФСР.

В 1942 году немцы сожгли деревню Красуха в Брянской области и расстреляли около 300 человек. Брянщина, как и другие регионы, подвергалась многочисленным карательным операциям в ответ на действия партизан.

Жестокая статистика.

По официальным данным, только в Белоруссии нацисты уничтожили более 600 деревень вместе с населением. Во всей территории СССР таких населённых пунктов насчитываются тысячи. В некоторых случаях деревни не подлежали восстановлению и исчезли с карты навсегда.

Эти преступления совершались не только немецкими нацистами, но и местными коллаборационистами — карательными батальонами, состоявшими из украинских, литовских, латышских, эстонских и иных формирований. В ряде случаев именно они отличались особой жестокостью, действуя под командованием СС и вермахта.

Память об этих трагедиях увековечена в мемориальных комплексах, памятниках и названиях улиц. Эти события — неотъемлемая часть истории Второй мировой войны и напоминание о том, к чему может привести политика ненависти, национализма и отрицания человеческой ценности жизни.

Глава 6. Уроки Хатыни: память и предостережение.

Хатынь — это не просто трагический эпизод Великой Отечественной войны. Это символ всей той жестокости, которой сопровождалась нацистская оккупация. Это напоминание о том, насколько уязвима может быть мирная жизнь перед лицом человеконенавистнической идеологии и политики геноцида. Сегодня, десятилетия спустя, значение этой трагедии не стало меньше — наоборот, оно становится всё более актуальным.

Память как защита от повторения.

Мемориалы, уроки истории, документальные фильмы, книги — всё это необходимо не только для того, чтобы почтить память погибших, но и для того, чтобы воспитать в будущих поколениях устойчивый иммунитет к человеконенавистническим взглядам. Хатынь — это не только белорусская или советская боль. Это боль всей человеческой цивилизации. История трагедии должна быть рассказана снова и снова, чтобы никто не мог сказать: «Мы не знали».

Уроки Хатыни для настоящего.

Нацистская идеология, разделение людей по национальному признаку, оправдание насилия в политических целях — всё это не исчезло вместе с окончанием Второй мировой войны. Современный мир всё ещё сталкивается с проявлениями экстремизма, этнической ненависти, оправдания коллаборационизма. И в этой связи уроки Хатыни становятся как никогда важными.

Противодействие историческому ревизионизму — ещё одна задача современности. Попытки обелить нацистских пособников, представить их как «борцов за свободу» опасны и недопустимы. Хатынь доказывает, что за подобными действиями стоят реальные человеческие трагедии — сожжённые деревни, убитые дети, разрушенные семьи.

Место Хатыни в воспитании молодёжи.

В современных образовательных программах важно не только передавать знания, но и формировать ценностное мировоззрение. Уроки памяти, такие как «Без срока давности», способствуют осмыслению событий прошлого не как далёкой истории, а как живого, важного для понимания настоящего и будущего опыта. Хатынь — это урок о цене равнодушия, урок о том, как важно сохранить человечность даже в самые тёмные времена.

Память о Хатыни — это не только долг перед погибшими, но и вклад в будущее, в котором подобное никогда не повторится.

Помощник Капибара